Демографические сценарии будущего
Кризисная демографическая ситуация является одновременно и стимулом для модернизации экономики.

Аналитики ВЦИОМ сформулировали главные тренды, дилеммы и прогнозы на ближайшие 11 лет в сфере демографии. В основе обзора, представленного в рамках проекта «Футурологический конгресс — 2036», — данные опросов общественного мнения, тенденции, отмеченные в открытых научных и профессиональных источниках, экспертиза ведущих специалистов в сфере экономики, социологии, демографии, социальной политики, культуры, образования, технологий, бизнеса, городского развития.
Снижение рождаемости
2036 год будет переломным для глобальной рождаемости — впервые суммарный коэффициент рождаемости окажется на уровне воспроизводства, то есть сохранения численности населения на одном уровне (2,1). В России тренд на снижение рождаемости отмечается с 2015 года, и сейчас она находится на рекордно низком уровне за последние десять лет. По данным Росстата, в 2024 году родилось на 3,4% меньше младенцев, чем в 2023-м.
Среди причин низкой рождаемости — уменьшение численности женщин репродуктивного возраста и ухудшение репродуктивного здоровья как женщин, так и мужчин. Прогресс в медицине позволяет частично решать проблему, но имеет парадоксальный негативный побочный эффект: люди могут надеяться, что родить «всегда успеется».
Социальные психологи считают основными причинами снижения рождаемости изменение гендерных ролей, ценностей, ожиданий и разрушение мужской идентичности, а также эффект «социального заражения» (копирование поведения ближайшего окружения), а антропологи обращают внимание на негативные эффекты таких позитивных трендов, как снижение младенческой смертности и урбанизация: более высокая выживаемость детей, большая плотность населения и отсутствие пространства для жизни включают инстинкты регуляции популяции (снижение рождаемости).
«Великое демографическое расхождение» регионов
В то время как глобальный Запад и Россия стареют, глобальный Юг «демографически молод и силен». Можно ожидать усиления потока экономических мигрантов из Индии и стран Африки, а вот Китай через 15–25 лет станет одним из лидеров по старению.
Рост численности подростков и юношей
Хотя доля детей и молодежи в возрасте до 25 лет сокращается во всех регионах мира, внутри этой группы численно будет расти сегмент нынешних 15–24-летних. Сегодня их 1,2 млрд (16% населения планеты). В России на горизонте ближайших пяти — десяти лет наиболее «населенным» сегментом детско-юношеской аудитории будут сегодняшние дети 8–12 лет.
Старение как ресурс
Одно из ключевых изменений в демографической структуре — рост доли старшего поколения. В России сегмент 65+ уже больше, чем доля детей до 14 лет (17,7% против 17,3%). Одержимость молодостью, которую все еще демонстрирует современный мир, вступает в противоречие с реальными изменениями возрастного состава работников и общества в целом.
Наиболее интересные изменения ожидаются на горизонте ближайших 10–12 лет. Качество жизни, которое сейчас имеют люди в 40–50 лет, может продлеваться до 70–80 лет. Трансформируются сценарии старости и восприятие потенциала «третьего возраста» для общества и экономики. Старение «по плану» с выходом на пенсию — не единственный жизненный сценарий.
Умное регулирование миграции
Проблема адаптации к новым демографическим реалиям актуальна в «старых» экономиках, которые сделали ставку на мигрантов, но не обеспечили достаточно стимулов для их интеграции. Запрос общества на умное регулирование миграции будет нарастать по мере ухудшения экономической ситуации в принимающих странах, роста угроз безопасности, учащения бытовых и культурных конфликтов.
В России имеет место ужесточение миграционной политики.
Демографические дилеммы
Что опаснее: «демографическая жара» или сокращение рождаемости (и, соответственно, уменьшение численности населения)? Что важнее: количество людей или их качество?
«Здоровье, образование, навыки, предприимчивость, мотивация к труду и творчеству, сохранение национальной идентичности — будет ли этот выбор иметь одинаковый эффект в разных контекстах и сценариях?» — рассуждают социологи.
Россия озабочена методами стимулирования рождаемости, но в действительности, по мнению экспертов, требуются не столько социально-экономические меры, сколько комплексный подход к развитию человеческого потенциала. Ближайшие 10–15 лет — это окно возможностей для проактивной адаптации к будущим демографическим изменениям. Громким звонком для государства и общества станет начало старения поколения, родившегося в 1980-е годы.
Робобудущее
Кризисная демографическая ситуация является одновременно и стимулом для модернизации экономики. Бизнес, решая проблему нехватки кадров, инвестирует в технологии, цифровизацию, роботизацию, тем самым создавая условия для усиления технологического суверенитета и апгрейда технологического уклада.
Если в ближайшие 10–12 лет человечество сможет сделать технологический рывок, то сценарий «робобудущее» окажется не таким уж фантастическим. Этот сценарий потребует на горизонте до 2036 года создания новых центров приложения труда и развития, куда можно будет перераспределить высвобождающиеся кадры. В противном случае в этом сценарии рисков для общества может оказаться больше, чем преимуществ для работодателей, заключают социологи.
Изображение в тексте: freepik